ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В СОХРАНЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Главное меню

Авторизация

Телефон доверия

Баннер

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В СОХРАНЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В СОХРАНЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (лекция, беседа)

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. за N 1618-р утверждена  Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года,  представляющая собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ – это общепринятая в данном сообществе совокупность представлений о семье, которая влияет на выбор целей семьи, способов организации её жизнедеятельности и взаимодействия её членов.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ - это обычаи и традиции, которые передаются в семейной системе из поколения в поколение. Это чувства, благодаря которым семья становится крепкой, всё то, что люди переживают вместе внутри дома, радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

В ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛЕЖАТ ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ,ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

ЛЮБОВЬ. Главная семейная ценность. Любовь проявляется в нежности к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви, счастливые и благополучные, это крепкий оплот, тихая гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

ДОВЕРИЕ. Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие можно только заслужить, и часто на это уходя годы.

ДОБРОТА. Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

ВЕРНОСТЬ. Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе, и в радости, несмотря на любые соблазны. С детства формирует такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. При поддержке человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

УВАЖЕНИЕ. Выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного члена семьи (например, супруга или ребенка) под интересы и потребности другого члена семьи.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ

  • репродуктивная функция- продолжение рода;
  • воспитание и социализация детей;
  • хозяйственно-бытовая и экономическаяфункция жизнеобеспечения, распределения доходов и потребления;
  • защитная функция— физическая, психоло­гическая, экономическая;
  • эмоционально-психологическая функция- постоянство общения и поддержки, семья – это «безопасное место», место ресурсов и силы;
  • функция совместного досуга – качественно проведенное совместно время отдыха – это один из основных языков любви.
  • функция социально-статусная— сохранение, развитие и передача последующим поколениям социального статуса, ценностей и традиций;
  • интимное эмоциональное и сексуально-эротическое самовыражение.

СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОЛОГИЮ СЕМЬИ

СЕМЬЯ –  это ЖИВАЯ СИСТЕМА. Семья является видом социальной системы, которая функционирует по определенным законам и проходит определенные жизненные циклы.

ЗАКОНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

  1. ЗАКОН ГОМЕОСТАЗА – система в целом должна сохраняться.
  2. ЗАКОН РАЗВИТИЯ – система должна меняться, проходя свой жизненный цикл.

Путь перемен состоит из определенных стадий развития. На каждой стадии семья должна справиться с её задачами.

СТРУКТУРА СЕМЬИ создает правила взаимодействия и взаимоотношений её членов, характер связей между ними и порядки любви в семье. Структура семьи - это входящие в неё подсистемы; границы самой семьи и её подсистем; иерархия, роли и коалиции членов семьи; гибкость и сплоченность семьи.  Успешность семьи в решении жизненных проблем зависит от способности менять структуру в соответствии с новыми обстоятельствами жизни.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ

МОНАДА – стадия «опустевшего гнезда», повзрослевший ребенок сепарировался. Задачи: финансовая независимость, ответственность за свою жизнь, свои нормы и правила жизни. 

ДИАДА – молодой человек находит партнера и строит взаимоотношения.                          Задачи: формирование стабильных отношений в паре, готовности к браку, создание молодой семьи.

ТРИАДА – стадия рождения первого ребенка. Задачи: установление иерархии; разделение ответственности и функциональных обязанностей; пересмотр и согласование опыта родительских семей; проверка на прочность пары; умение договариваться; установление границ семьи (формы и меры контактов молодой семьи с внешним миром и старшими семьями). Время первых кризисов семьи.

ПОЯВЛЕНИЕ ВТОРОГО/третьего… РЕБЕНКА. Задачи: справиться с ревностью и соперничеством сиблингов; распределение любви и внимания; совершенствовать навыки дипломатии. Взаимоотношения сиблингов. Подростковый период детей. Ответственность и роли в семье уже распределены.

СТАДИЯ АКТИВНОГО СТАРЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЕЙ

РОДИТЕЛЬСКИЯ СЕМЬЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ

ДИАДА – стадия «опустевшего гнезда

МОНАДА – один из супругов переживает другого.

НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ СЕМЬИ.

Каждый переход семьи на новый жизненный цикл сопровождается нормативным кризисом. ДЕСЯТЬ КРИТИЧЕСКИХ ТОЧЕК, вызывающие нормативный кризис семьи:

  1. Зачатие, беременность и рождение ребенка
  2. Начало освоения ребенком человеческой речи
  3. Ребенок налаживает отношения с внешней средой
  4. Ребенок вступает в подростковый возраст
  5. Ребенок становится взрослым и покидает дом
  6. Молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья
  7. Наступление климакса у женщины
  8. Уменьшение сексуальной активности у мужчин
  9. Родители становятся бабушками и дедушками

10.Умирает один из супругов.

Семейная структура считается функциональной, если успешно справляется с нормативными кризисами, трудностями и конфликтами в жизни

НЕНОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ СЕМЬИ

Ненормативный кризис может возникнуть на любом этапе жизненного цикла семьи в связи с переживанием каких-либо негативных жизненных событий. Выделяют три группы факторов возникновения ненормативных семейных кризисов:

  1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, потеря работы и т.д.)
  2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становиться жертвой какого-либо несчастного случая или катастрофы
  3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного.

Если ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ семейная система успешно справляется со всеми кризисами, трудностями и конфликтами, неизбежно возникающими в жизни любой семьи, то ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ семейная структура не справляется с кризисом. И тогда в семье появляется НОСИТЕЛЬ СИМПТОМА, симптоматическое поведение которого вынуждает семью обращаться за помощью к специалистам.



В каждой семье самое главное - это мужчина и женщина, муж и жена, супружеская пара. Дети - плоды любви супружеской пары. Вот в семье родились дети - и возникают отношения между мамой и дочерью, папой и дочерью, мамой и сыном, папой и сыном. Конечно - еще и отношения между детьми в семье: между сиблингами. Но мы сейчас рассматриваем именно отношения взрослых к детям.

Вариантов только два: любит или учит. Одно не исключает другого, но что-то доминирует.

Папа дочку ЛЮБИТ. Отец не может испортить девочку обожанием и любовью. Она самая-самая, самая сладкая, красивая, изумительная! Девочка, получившая поток любви и обожания от отца, вырастает уверенной в себе женщиной. Если же отец ругает дочь, да еще и жестоко с ней обращается... то дочка не будет счастлива в своей семейной жизни, да и в социальной тоже. Потому что отец - первый и самый значимый мужчина в ее жизни. И партнеров себе дочь подбирать будет по "образу и подобию" папы.

Мать дочку УЧИТ. И это превалирует в отношениях мама и дочка. И порой мама конкурирует с дочкой за внимание и любовь отца. Отец должен эту конкуренцию купировать, показав дочке, что главной женщиной для него является именно МАМА.

Сына папа УЧИТ. Это не означает, что он гоняется за сыном с ремнем и непрерывно воспитывает. Означает то, что мальчик учится у отца мужскому поведению: манере общения и речи, лексике, как папа ходит, как взаимодействует с родными и чужими людьми, что делает дома, что умеет делать... и т.д. и т.п.

Мама сына ЛЮБИТ. И порой отец начинает конкурировать с сыном за внимание и любовь мамы! Мать должна немедленно восстановить порядки любви, показав сыну, как уважает и любит папу. И как гордится тем, что сын ПОХОЖ на папу. Папа - ГЛАВНЫЙ!

Если же мама не допускает отца к воспитанию и монополизирует сына, отправляя мужа в роль "папа на коврике", то это нарушает порядки любви. К тому же сын не получает мужскую энергию, энергию рода отца.

А еще чрезмерная любовь матери к сыну может стать аномальной, и превращает ребенка в психологического партнера матери. Это - психологический инцест. Выросшему сыну будет очень трудно построить личную жизнь и создать свою семью. Потому что пуповина с матерью не разорвана. И мать может остаться главной женщиной в его жизни, помешать близким отношениям сына с женой.

То есть главное, что отец должен показать детям - это как он любит и бережет маму.

А мама - как она любит и уважает папу. Взаимную заботу, любовь и уважение.

Дети, получающие правильные установки на порядки любви в семье, на взаимоотношения, границы личности и ролевые функции в родительской семье, как правило, успешны и в личной жизни, и в социализации.

Нарушения порядков любви и ролевых функций в семейной системе ведут к запутанным отношениям, ролям и симптоматическому поведению детей.

ПОРЯДКИ ЛЮБВИ В РАСШИРЕННОЙ СЕМЬЕ


Как видите, родители супругов должны только принимать и любить избранников своих детей. Если же родители мужа или жены пытаются учить нового члена семьи, тем более командовать им, молодой семье необходимо дистанцироваться от них, чтобы сохранить свою новую семью и отношения с партнером. Жена должна быть на стороне мужа. Муж - на стороне жены. Защищать партнера от своих родителей. Если отношения с ними не складываются - дистанцироваться. И, безусловно, молодая семья должна жить отдельно от родителей. Чтобы сформироваться именно в семью.

Нарушения порядков любви и ролевых функций в семейной системе ведут к запутанным отношениям, перепутанным ролям и - симптоматическому поведению детей.

РОЛИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ

СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ – ОСЬ И СТЕРЖЕНЬ СЕМЬИ.

Папа и мама задают детям ПРОГРАММУ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

На Руси муж называл жену "душа моя". А жена мужа - "свет моих очей".

Главная задача папы – любить и беречь маму, заботиться о её эмоциональном состоянии. Главная задача мамы - любить, заботиться, поддерживать и уважать отца своих детей.

Чтобы дети чувствовали себя в безопасности, а подростки уважали родителей, отец и мать должны быть устойчивыми, уверенными в себе, социализированными, во взрослой позиции, и СЧАСТЛИВЫМИ. ДАЖЕ ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ СМОГЛИ СОХРАНИТЬ  СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И РАЗВЕЛИСЬ

РОЛЬ ОТЦА В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ – БОГ

ОТЕЦ – ЭТО ГЛАВА СЕМЬИ, ЗАДАЮЩИЙ ЕЁ ОБРАЗ, НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЗАКОНЫ

Отец – ОПОРА, ЗАКОН, БЕЗОПАСНОСТЬ

Отец воплощает социум в семье. Как отец сказал - так и правильно.

Отец отвечает за безопасность и жизнеобеспечение семьи.

Проблема в том, что многие мужчины понимают свое лидерство как железное беспрекословное подчинение своим словам.

Но брак – это не рабство. Муж – не рабовладелец, а жена – не рабыня. Жена не обязана и не будет слушать мужа, который не учитывает её интересы.

ЧТО ДЕЛАТЬ? ДОГОВАРИВАТЬСЯ!!!

Если мужчина не справляется с ролью отца и защитника семьи, то он дает детям              негативную установку и негативный пример мужского поведения.

ЖЕНА – главная женщина в жизни мужа. Отец любит и бережет маму, отвечает за ее эмоциональное состояние.

ОТЕЦ ОТВЕЧАЕТ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ, ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ. БЕРЕЧЬ И ЛЮБИТЬ МАМУ УЧИТ ДЕТЕЙ ОТЕЦ.

Отец сказал раз – нужно делать. Отец всегда спокоен и устойчив.

Всегда прав и справедлив. Сильный не стесняется просить прощения.

ОТЕЦ ВСЕГДА ЗА ТЕБЯ, ЗА РЕБЕНКА

Если ты неправ – отец защитит тебя (даже от мамы), и разбираться с тобой будет без свидетелей. Никогда при других отец не обвинит тебя.

Отец всегда держит слово. Отец показывает, как жить, своим примером.

Умеет радоваться жизни и уверен в себе. На отца можно положиться во всем.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ОТЦА:

МАЛЬЧИКА – ХВАЛИТЬ (хвалить 10 раз, указать на ошибки один раз).

ДЕВОЧКУ – ОБОЖАТЬ (девочку любовью не испортишь)

МУЖСКАЯ МОДЕЛЬ ЛЮБВИ К ДЕТЯМ

Отцовская любовь не похожа на мягкую материнскую любовь.

Любовь отца жестка. В отличие от безусловной материнской любви.

Любовь отца требовательна.

Там, где женщина своих детей будет жалеть, там отец будет детей воспитывать.

Там, где мама простит, отец накажет.

Отец строже. Если понимать под любовью что-то мягкое и теплое, то отцовское отношение к своим детям трудно назвать любовью.

Но! Если смотреть на намерения отца - и на результаты его воспитания,

то это - безусловно любовь. МУЖСКАЯ МОДЕЛЬ ЛЮБВИ К ДЕТЯМ.

Именно отец отвечает за успешность социализации своих детей.

РОЛЬ МАТЕРИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ – БОГИНЯ ЛАДА

Лaдa у cлaвян бoгиня любви, ceмьи и кpacoты (мaть нeбecнaя, бoгopoдицa). Лада пoкpoвитeльcтвуeт любви, вepнocти и плoдopoдию.

Oлицeтвopeниe жeнcкoгo идeaлa, xpaнитeльницa дoмaшнeгo oчaгa, блaгoвoлит ceмьям, гдe лaд, и блaгoдeтeльcтвует изoбилию.

РОЛЬ МАМЫ – ЛЮБОВЬ. Любить, заботиться, опекать. Мама отвечает за здоровье семьи. Мама - источник жизни и любви, заботы, тепла и нежности.

Если жена берет на себя мужскую роль, то ролевые функции в семье будут спутаны. Тогда муж, скорее всего, впадает в роль РЕБЕНКА, как бы «усыновляется» женой. Или мужчина начинает делегировать ответственность за свои эмоции женщине, а должно быть наоборот. То есть мужчина занимает «женскую» позицию – и тогда лишается мужественности.

Отец и мать – это очень разные семейные роли

ЕСЛИ МАМА ОБЕСЦЕНИВАЕТ ПАПУ, ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ОБЕСЦЕНИВАЕТСЯ

РОЛЬ БАБУШКИ И ДЕДУШКИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ

Ранее на Руси дети передавались прародителям, которые уже физически не могли выполнять тяжелую работу по жизнеобеспечению семьи. В современных семьях иначе.

ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТВЕЧАЮТ ИХ РОДИТЕЛИ.

А дедушки и бабушки должны внуков любить и баловать. Передавать свой опыт жизни через любовь.

Если бабушке приходится воспитывать внуков, то дети формируются, как правило, с ответственностью, которая не соответствует возрастным нормам, и глубокой обидой на родителей.

Бывает и так, что дети «откупаются» внуками, чтобы сепарироваться от своих родителей. Воспитание детей прародителями – это нарушение ролей и функциональных обязанностей в семейной системе.

В подростковом возрасте у внуков возможны серьезные конфликты с бабушками и дедушками, особенно если те занимаются их воспитанием.  Почему?

С возрастом, как поется в песне Кукина, "А потом начинаешь спускаться, каждый шаг осторожненько взвесив, пятьдесят - это вроде как двадцать. Ну а семьдесят - вроде как десять...".На усеченной пирамиде отмечена комплиментарная зона (от 20 до 50 лет), обычно это зона полного расцвета физических и когнитивных сил и возможностей человека. И комплиментарная площадка 30-40 лет

И пускай человек вполне успешен и эффективен в профессиональной деятельности, но в семейной системе, увы, "если тебе 60 - помни, ты в маразме"...

Это шутка, конечно, но возрастные изменения отменить невозможно.

И, если 73-х летняя бабушка на равных спорит и воюет с внуком или внучкой 15-ти лет, то... А на пирамиде возраста кто сейчас СТАРШЕ?

Зачем важно учитывать пирамиду возраста?

Чтобы не прерывался поток любви между поколениями.

Сколько женщин 45-50 лет жалуется, что их неустанно воспитывают мамы 70-80 лет.

Но... кто сейчас ВЗРОСЛЫЙ, а кто - РЕБЕНОК? Пускай постаревший, но - ребенок?

Библия призывает "почитать своих родителей".

Почитать. Но - не подчиняться безусловно. Любить, беречь, заботиться. И принимать, как ВЗРОСЛЫЙ, свои решения, в том числе заботиться о своих очень взрослых родителях.

Пирамида возраста помогает сохранить поток любви между разными поколениями.

И еще очень важно осознавать, что РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ – НЕОПЛАТНЫЙ.

Родительский долг передается только от родителей детям, а не наоборот.

Ребенок не может вернуть его родителям  - не может подарить родителям жизнь.

Он передаст родительский долг своим детям. А те - своим.

Течение реки жизни одностороннее.

Задача родителей – это вырастить ребенка здоровым, воспитать и выучить так, чтобы он потом сумел выжить сам, без помощи родителей - и отпустить.

ПОДРОСТОК КАК МАРКЕР СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Если семейная структура не справляется с кризисом (нормативным /не нормативным), то семья стала  дисфункциональной, И тогда в семье появляется НОСИТЕЛЬ СИМПТОМА, проблемы которого вынуждают семью обращаться за помощью к специалистам, которые помогут ей изменить жизненную ситуацию к лучшему.

КАК ПРАВИЛО, ИМЕННО РЕБЕНОК ИЛИ ПОДРОСТОК СТАНОВИТСЯ НОСИТЕЛЕМ СИМПТОМА И МАРКЕРОМ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Опыт ребенка, полученный от своих родителей в семье, фундаментален для всей его последующей жизни.

Родители несут ответственность за тот опыт, который ребенок получит в семье.

Ребенку жизненно необходимо, чтобы родители его любили.

Без пищи физической ребенок не в состоянии выжить, без любви и принятия ребенок    не сможет стать полноценной личностью.

Родительская любовь - самая значимая ценность и для родителей, и для детей.

Депривация (отсутствие, недостаток) или аномалия родительской любви ведут к искажениям психологического развития ребенка, его сценария жизни - и сценария своей семьи в будущем.


Как магнитная стрелка, СИМПТОМ ребенка/подростка указывает на неблагополучие семьи, ребенок интуитивно спасает семью именно своим симптоматическим поведением/самочувствием, берет на себя роль НОСИТЕЛЯ СИМПТОМА.

СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА/ПОДРОСТКА

Может проявляться в самом широком спектре, главный критерий - ПРОБЛЕМНОСТЬ.

  • Высокая тревожность.
  • Неконтролируемые истерики, дрожь.
  • Проблемы с питанием, нарушения пищевого поведения.
  • Анорексия, булимия в том числе (очень опасно).
  • Жалобы на боли (головные, в животе)
  • Частые заболевания.
  • Проблемы с туалетом (частые позывы, энурез, энкопрез).
  • Проблемы со сном, ночные кошмары.
  • Страх темноты.
  • Страх одиночества.
  • Вообще страхи и фобии.
  • Чувство, что тебя не любят.
  • Низкая самооценка.
  • Недоверчивость. Недоверие ко всему миру.
  • Потеря иллюзий.
  • Депрессия более двух недель.
  • Отказ ходить в школу, отказ от обучения.
  • Равнодушие к школе, к сверстникам.
  • Истерики или замкнутость.
  • Высокая эмоциональная нестабильность.
  • Злость, гнев, раздражительность.
  • Абьюз, высокая агрессивность, физическая агрессия.
  • Бунтарское поведение.
  • Эпатажное поведение.
  • Эпатажная внешность.
  • Состояние жертвы буллинга, кибербуллинга.
  • Конфликты с сиблингами.
  • Конфликты с родителями.
  • Конфликты с преподавателями, взрослыми.
  • Девиантное поведение (в т.ч. воровство).
  • Побеги из дома.
  • Рискованное сексуальное поведение.
  • Рискованное времяпровождение.
  • Возникновение химических зависимостей.
  • Возникновение нехимических зависимостей.
  • Компьютерная, игровая зависимость в т. ч.
  • Вовлечение в секты.
  • Вовлечение в девиантные группировки.
  • Вовлечение в деструктивные сообщества.
  • Потеря смысла жизни.
  • Резкое регрессирование.
  • Резкая перемена поведения.
  • Признаки аутизма.
  • Весь спектр суицидального поведения:
  • Мысли о суициде.
  • Разговоры о суициде.
  • Угрозы совершить суицид.
  • Самоповреждения (в
  • Планы совершения суицида.
  • Попытки совершения суицида.
  • Незавершенный суицид (парасуицид).

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ СИМПТОМА

  • Гибель родителей.
  • Воспитание сироты у родственников, опекунов.
  • Конфликтные отношения между родителями.
  • Нарушение порядков любви в семье.
  • Спутанность/нарушение ролевых функций в семье.
  • Воспитание у родственников при наличии родителей.
  • Нарушенные условия воспитание в формально сохраненной семье.
  • Депривация (недостаток, отсутствие) родительской любви.
  • Жестокое обращение с ребенком.
  • Преимущественное воспитание одним родителем, другим лицом.
  • Аномалии родительской любви.
  • Начало процесса сепарации ребенка (подростковый бунт).
  • Детронизация (рождение более младшего ребенка).
  • Отношения между сиблингами в семье.
  • Развод родителей.
  • Образование семьи с новым партнером родителя (отчим/мачеха)
  • Образование лоскутной семьи (пара и дети каждого из супругов).
  • Образования новой семьи у родителя, который ушел из семьи.
  • Рождение «новенького» ребенка у родителя, который ушел.
  • Начало процесса сепарации ребенка (подростковый бунт).
  • Характерологические особенности родителей, генетика.
  • Уровень материальной обеспеченности.
  • Уровень образования и культура родителей.

АНОМАЛИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

  • Нарушение порядков любви.
  • Депривация родительской любви.
  • Триангуляция (ребенок втянут в треугольник отношений с родителями).
  • Психологический инцест (ребенок отвечает за эмоции родителей).
  • Созависимость (проживаю жизнь ребенка вместо своей – и наоборот).
  • Парентификация (ребенок становится родителем своим родителям)
  • Ребенок-конфидент (нарушение границ детской и родительской подсистем).
  • Конкуренция родителей с ребенком.
  • Завышенные требования к ребенку, завышенные ожидания со стороны родителей.
  • Рабство «родительского долга» (я тебя породил, ты мне должен и должен).
  • Ребенок - моя собственность.
  • Мальчик/девочка для битья (ребенок для сброса негативных реакций)
  • Ребенок на троне.
  • Подросток – функциональный родитель для младших сиблингов.
  • Попустительство и вседозволенность как система воспитания.
  • Жесткий контроль (гиперконтроль) и/или сверхзабота, сверхопека… и др.

Аномалии родительской любви, нарушения порядков любви  и ролевых функций в семье ведут к запутанным отношениям - и к симптоматическому поведению детей.

2. ПРАКТИКУМ. ГРУППОВАЯ РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ

(с использование элементов расстановки)

Упражнение № 1. ЖЕНИХ И НЕВЕСТА

ДИАДА – молодой человек находит партнера и строит взаимоотношения.                      Задачи: формирование стабильных отношений в паре, готовности к браку, создание молодой семьи.

Выбираются добровольцы – жених и невеста. Становятся лицом друг к другу.

Ведущий предлагает внимательно посмотреть друг на друга и рассказать, что при этом чувствует каждый из влюбленных: Как вам? Какие чувства испытываете? Приятные ощущения или нет?

Участникам группы предлагают взять любой жребий из шляпы (свернут в трубочку) или из листочков разного цвета, разложенных на столе.

Голубые листочки – это "родня" жениха, розовые – "родня" невесты:

Мама, папа, брат, сестра; друг/подруга; бабушка (мать мамы), дедушка (отец мамы), дядя (брат мамы), тетя (сестра мамы); бабушка (мать папы), дедушка (отец папы), дядя (брат папы), тетя (сестра папы), двоюродный брат, двоюродная сестра… список можно корректировать по размеру группы.

«Родственники» каждого партнера выстраиваются за его спиной.

Ведущий предлагает «жениху» и «невесте» рассказать, что теперь каждый из них чувствует, ощущает, какие мысли возникают.

Ведущий: мы сейчас имитировали ситуацию, когда молодые люди сепарировались от своей родительской семьи (МОНАДА), обрели независимость от родителей (материальную и социальную), нашли партнера и находятся на стадии ДИАДЫ, а именно стадии построения взаимоотношений и формирования готовности к браку.

Возможно, даже успели сыграть свадьбу на волне эйфории влюбленности.

А теперь обнаружили, что у каждого партнера, оказывается, есть семейный клан и свои друзья, и как-то придется с ними взаимодействовать.

На этой стадии жизненного цикла молодой семье необходимо сформировать ГРАНИЦЫ своей семьи, то есть определить, сколько времени и каким образом молодая пара будет общаться с родственниками (и друзьями) каждого из партнеров.

Молодым супругам придется решать, какую модель семейной системы их родительских семей они предпочтут - или какую они создадут для себя сами.

( / w=638 / )

Упражнение № 2. РЕБЕНОК И СИЛА РОДА

ТРИАДА – стадия рождения первого ребенка.                                                                        Задачи: установление иерархии; разделение ответственности и функциональных обязанностей; пересмотр и согласование опыта родительских семей; проверка на прочность пары; умение договариваться; установление границ семьи (формы и меры контактов молодой семьи с внешним миром и старшими семьями).

Время первых кризисов семьи.

Выбираются добровольцы – ребенок и его родители.

Ведущий расставляет их: ребенок впереди, родители за его спиной. Отец справа, мама слева (правильное место мужчины и женщины в паре).

Ведущий спрашивает «ребенка», как он себя чувствует. Тот делится своими ощущениями и своими эмоциями.

Предлагает участникам: встать на место папы м мамы отца, папы и мамы матери (то есть дедушек и бабушек каждого из супругов). Потом на место прадедушек и прабабушек… и так далее.

За спиной «ребенка» выстраиваются целыми клиньями род отца и род матери. Как два мощных крыла.

Ведущий опять спрашивает «ребенка», как он себя чувствует, что изменилось? Что с его устойчивостью и самочувствием? Тот делится своими ощущениями и своими эмоциями.

Ведущий: а теперь представим себе, что семья распалась…

Предположим, что отец уходит из семьи.

Или предположим, что ребенок родился внебрачным, и биологический отец вообще не присутствовал в его жизни…

Прошу весь клан рода отца отойти в сторону.

За спиной «ребенка» пустеет одно «крыло»...

Ведущий спрашивает «ребенка», как он теперь себя чувствует, что изменилось? Тот делится своими ощущениями и своими эмоциями.

Ведущий: эта расстановка наглядно показывает, как важна человеку опора на силу рода своих биологических родителей. То же самое будет, если человек потеряет силу рода матери.

В каждом из нас 50% папы, 50% мамы.

Если папа плохой - я тоже плохой. Если мама плохая - и я плохой. Дети из детских домов и интернатов придумывают себе «хороших» родителей, чтобы сформироваться полноценной личностью.

Важно помнить, что каждый – ДИТЯ ЛЮБВИ.

Хотя бы раз его родители любили друг друга, раз дали ему жизнь.

Ребенок имеет право считать себя ХОРОШИМ, он – ДИТЯ ЛЮБВИ.

Имеет право любить и маму, и папу, опираться на силу рода и мамы, и папы.

ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЯМ НУЖНО ОСТАВАТЬСЯ РОДИТЕЛЯМИ!

Упражнение № 3. ПОДРОСТОК И СЕМЕЙНЫЕ ПОСЛАНИЯ

Ребенок вступает в подростковый возраст – это одна из 10 точек возникновения нормативного кризиса семьи. Самый трудный жизненный цикл семьи.

На стадии полового созревание, самоопределения и подготовки детей к сепарации, главной задачей родителей становится научиться отпускать детей, церемониться с их чувством взрослости  - и с их потребностью бунтовать!

Важно, какие послания получают подростки от взрослых. Особенно из своей семьи.

Выбирается доброволец – ПОДРОСТОК. Выводится за двери.

Вызываются добровольцы – 10-14 человек.

Ведущий просит их встать в пары и развернуться лицом к лицу, чтобы образовать коридор. Всем раздаются негативные послания. Ведущий объясняет, что каждый должен будет зачитать свое послание «подростку» (на красной, розовой бумаге)

Приглашается «подросток».

Ведущий предлагает ему пройти «сквозь строй» и выслушать каждого.

После этого ведущий просит «подростка» поделиться своими ощущениями, эмоциями и мыслями. Они записываются на листе бумаги.

«Подростка» выводят за двери.

Раздаются позитивные послания (на зеленых листочках).

Приглашается «подросток». Ему предлагают опять пройти «сквозь строй» и выслушать каждого. После этого поделиться своими ощущениями, эмоциями и мыслями. Они записываются.

Потом группа анализирует, как влияют послания (влияют слова) на самочувствие и состояние человека - как негативные, так и позитивные. Делает выводы.

Ведущий: это упражнение вы можете делать на родительских собраниях с родителями, на методических мероприятиях с педагогами, чтобы показать, как велико влияние на ребенка, подростка РОДИТЕЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ и вообще – ПОСЛАНИЙ ЗНАЧИМЫХ ВЗРОСЛЫХ.

Попросите родителей (учителей) в маленьких ежедневниках ставить (-) на каждое негативное послание, (+) на каждое позитивное. И самим отслеживать соответствие (+) и (-) ежедневно. И корректировать свои послания детям!!!

Помните, что для формирования адекватной самооценки и устойчивой витальности (жизнестойкости, позитивной установки на жизнь) ребенку любого возраста, тем более строптивому и ранимому подростку, важно на одно замечание получить 10 позитивных посланий.

ПОМНИТЬ! СООТНОШЕНИЕ: ОДИН (-) НА ДЕСЯТЬ (+)

3. ПРАКТИКУМ - РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.

Участники мероприятия разбиваются на подгруппы (предположим, на 4, как здесь). Каждая получает раздатку: 4 бланка для помощи в работе и реальный запрос семьи с ребенком или подростком с симптоматическим поведением.

ЗАДАЧА:

  • Исследовать симптом (симптоматическое поведение).
  • Выдвинуть гипотезу для работы с симптомом.
  • Предложить план оказания помощи семье.

РЕЗЮМЕ ГРУППЫ:

Симптоматическое поведение подростка объясняется…

Для улучшения детско-родительских отношений маме было предложено…

Пример: СИМПТОМ- глубокая депрессия девочки-12 лет…

Симптоматическое поведение девочки-12 лет объясняется её стрессовым состоянием после того, как после рождения братика родители перевезли дочку из города к бабушке в поселок и перевели в местную школу: детронизация и ревность, травма потери родительской любви, делегирование воспитания девочки бабушке, резкая перемена социального окружения.

Для улучшения состояния и поведения ребенка семье предложено вернуть дочь в семью и в городскую школу, а также пройти терапию с семейным психологом (минимум 10 сессий). 

Бланк 1

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ СИМПТОМА

  • Гибель родителей.
  • Воспитание сироты у родственников, опекунов.
  • Конфликтные отношения между родителями.
  • Нарушение порядков любви в семье.
  • Спутанность/нарушение ролевых функций в семье.
  • Воспитание у родственников при наличии родителей.
  • Нарушенные условия воспитание в формально сохраненной семье.
  • Депривация (недостаток, отсутствие) родительской любви.
  • Жестокое обращение с ребенком.
  • Преимущественное воспитание одним родителем, другим лицом.
  • Триангуляция (ребенок в треугольнике отношений с родителями).
  • Психологический инцест (ребенок отвечает за эмоции родителя).
  • Созависимость ребенка с одним из родителей (МЫ учимся…)
  • Парентификация (ребенок как родитель своим родителям)
  • Ребенок-конфидент (нарушение границ ребенок-взрослый)
  • Конкуренция родителей с ребенком.
  • Завышенные требования и ожидания со стороны родителей.
  • Ребенок на троне, попустительство (нет «рамок» поведения)
  • Гиперопека со стороны родителей.
  • Начало процесса сепарации ребенка (подростковый бунт).
  • Детронизация (рождение более младшего ребенка).
  • Отношения между детьми в семье.
  • Ребенок стал функциональным родителем для младших сиблингов.
  • Развод родителей.
  • Образование семьи с новым партнером родителя (отчим/мачеха)
  • Образование лоскутной семьи (пара и дети каждого из супругов).
  • Образования новой семьи у родителя, который ушел из семьи.
  • Рождение «новенького» ребенка у родителя, который ушел.
  • Начало процесса сепарации ребенка (подростковый бунт).
  • Характерологические особенности родителей, генетика.
  • Уровень материальной обеспеченности.
  • Уровень образования и культура родителей.

Бланк 2

СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА/ПОДРОСТКА

  • Высокая тревожность, неконтролируемые истерики, дрожь.
  • Проблемы с питанием, нарушения пищевого поведения.
  • Анорексия, булимия в том числе (очень опасно).
  • Жалобы на боли (головные, в животе), частые заболевания.
  • Проблемы с туалетом (частые позывы, энурез, энкопрез).
  • Проблемы со сном, ночные кошмары, страх темноты.
  • Страх одиночества, вообще страхи и фобии.
  • Чувство, что тебя не любят. Низкая самооценка.
  • Недоверчивость. Недоверие ко всему миру. Потеря иллюзий.
  • Депрессия более двух недель (часто принимают за лень).
  • Отказ ходить в школу, отказ от обучения.
  • Равнодушие к школе, к сверстникам.
  • Истерики или замкнутость.
  • Высокая эмоциональная нестабильность.
  • Злость, гнев, раздражительность.
  • Абьюз, высокая агрессивность, физическая агрессия.
  • Бунтарское поведение.
  • Эпатажное поведение, эпатажная внешность.
  • Конфликты с родителями, преподавателями, взрослыми.
  • Девиантное поведение (в том числе воровство).
  • Побеги из дома.
  • Рискованное сексуальное поведение.
  • Увлечения рискованным времяпровождением.
  • Возникновение химических зависимостей.
  • Возникновение нехимических зависимостей.
  • Компьютерная, игровая зависимость в том числе.
  • Вовлечение в секты.
  • Вовлечение в девиантные и деструктивные сообщества.
  • Потеря смысла жизни.
  • Резкое регрессирование (возвращение в более ранний возраст).
  • Признаки аутизма.
  • Самоповреждения (в том числе селфхарм).
  • Весь спектр суицидального поведения: мысли, разговоры, угрозы, самоповреждения, планы и попытки совершения суицида.

Фукциональная семья самостоятельно справляется с любым кризисом.

Если семья не справляется, появляется СИМПТОМ и НОСИТЕЛЬ СИМПТОМА.

Бланк 3

НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ СЕМЬИ

Переход семьи на новый цикл жизни сопровождается нормативным кризисом.

10 критических точек нормативного кризиса:

  • Зачатие, беременность и рождение ребенка
  • Начало освоения ребенком человеческой речи
  • Ребенок налаживает отношения с внешней средой
  • Ребенок вступает в подростковый возраст
  • Ребенок становится взрослым и покидает дом
  • Молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья
  • Наступление климакса у женщины
  • Уменьшение сексуальной активности у мужчин
  • Родители становятся бабушками и дедушками.
  • Умирает один из супругов

НЕНОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ СЕМЬИ

Ненормативный кризис может возникнуть на любом этапе жизненного цикла семьи в связи с переживанием каких-либо негативных жизненных событий.

Выделяют три группы факторов возникновения ненормативных семейных кризисов:

  1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, потеря работы…)
  2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой какого-либо несчастного случая или катастрофы).
  3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, которое семья рассматривает негативно как угрожающее, конфликтное.

Бланк 4

(картинки пирамиды возраста и порядков любви)

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ – НЕОПЛАТНЫЙ, он передается только от родителей своим детям, а не наоборот. Ребенок не может вернуть его родителям (не может подарить родителям жизнь). Задача родителей – это вырастить ребенка здоровым, воспитать и выучить его так, чтобы он потом сумел выжить без родителей. И - ОТПУСТИТЬ.

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ  № 1

Запрос от мамы-30 лет.

У сына-первоклассника (8 лет) энурез, закатывает истерики по любому поводу, капризничает, плохо учится. Нарушения пищевого поведения. Плохо засыпает, боится темноты, приходится сидеть рядом. Во сне плачет, скрипит зубами.

Семейная ситуация:

Родители развелись год назад после трех лет кризисных отношений (ссоры, скандалы). Новый брак, мама и сын переехали от отца в квартиру к отчиму. Сын пошел в 1 класс. Поведение ребенка стало беспокоить мать после переезда и поступления в школу.

ЗАДАЧА:

  • Исследовать симптом (симптоматическое поведение).
  • Выдвинуть гипотезу для работы с симптомом.
  • Предложить план оказания помощи семье.

РЕЗЮМЕ ГРУППЫ:

Симптоматическое поведение ребенка объясняется…

Для улучшения состояния и поведения ребенка предложено…

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ № 2

Запрос от матери-40 летДРО, поведение дочери-13 лет.

Совершенно неуправляемая, делает, что хочет, в школу ходит, когда захочет, на попытки наказать дочь дерется, она сильнее и выше (мать забрала ее телефон – дочь силой отобрала мамин телефон).

Семейная ситуация:

Никаких данных про отца девочки нет, ребенок внебрачный. Живут вдвоем с мамой в двухкомнатной хрущевке. У дочери отдельная комната, мать спит в проходной на диване. Дочь «в короне». В своей семейной системе (женской, мужчины из семьи изгоняются) мать девочки всем служит, и все члены семьи её обесценивают. Женщина обращалась к психологу, когда дочери было 10 лет. Запрос: отношений с мужчиной, который использовал клиентку и по работе (как бухгалтера своего магазинчика), и сексуально. Встречи были всегда на территории мужчины. Психолог рекомендовал клиентке индивидуальную работу с ролью жертвы. Предупредил: иначе будут осложнения с дочерью в подростковый период. Женщина от терапии отказалась. Отношения с мужчиной продолжаются в том же формате.

ЗАДАЧА:

  • Исследовать симптом (симптоматическое поведение).
  • Выдвинуть гипотезу для работы с симптомом.
  • Предложить план оказания помощи семье.

РЕЗЮМЕ ГРУППЫ:

Симптоматическое поведение подростка объясняется…

Для улучшения детско-родительских отношений маме было предложено…

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ № 3

Запрос родителейДРО, просят «починить» подростка 14 лет: сын категорически отказывается ходить в школу, игнорирует родителей, сидит в сети интернет и зарабатывает в качестве блогера.

Семейная ситуация: Семья живет в поселке городского типа, очень скромное материальное положение, сын откровенно презирает родителей «нищебродов», которые «вкалывают на заводе за копейки»

ЗАДАЧА:

  • Исследовать симптом (симптоматическое поведение).
  • Выдвинуть гипотезу для работы с симптомом.
  • Предложить план оказания помощи семье.

РЕЗЮМЕ ГРУППЫ:

Симптоматическое поведение подростка объясняется…

Для улучшения детско-родительских отношений семье предложено...

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ № 4

Запрос девочки, 15 лет: помогите мне! Мою проблему семья игнорирует, а мне очень плохо! У меня нарушения пищевого поведения, булимия. Мать на мои жалобы ответила: «Еще раз пожалуешься, что тебя рвёт после еды – голову оторву! Прекрати придуриваться!» Сама справиться я не могу.

Семейная ситуация: Семья полная. Родители вместе со школы, бурно ссорятся, сходятся-расходятся. Старшую дочь с младенчества воспитывает бабушка, живут отдельно. Родители считают дочь взрослой. Двое младших детей (6 лет, 3 года) живут с родителями. Девочка с детства часто болела. Нарушения пищевого поведения с 10-11 лет, старалась худеть и т.д. Обратилась за помощью сама, нашла психолога через Интернете. Плохо, нужна помощь.

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ:

  • Исследовать симптом (симптоматическое поведение).
  • Выдвинуть гипотезу для работы с симптомом.
  • Предложить план оказания помощи семье.

РЕЗЮМЕ ГРУППЫ:

Симптоматическое поведение подростка объясняется…

Для улучшения детско-родительских отношений семье было предложено…

( / / )

( / / )

4. КАЖДАЯ ГРУППА ОЗВУЧИВАЕТ СВОЮ ВЕРСИЮ

5. ЗАВЕРШЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ (позитивный тематический видеоролик)

Мероприятие  проводилось 9 февраля 2023 года в форме информационно-практического семинара психологами Тульского областного центра молодежи для 70 специалистов региона, и заняло 2,5 часа (планировалось 3 часа).

В начале мероприятия демонстрировался короткометражный фильм "Невесомость", сюжет которого обсуждался зрителями - и комментировался в теоретической части:

https://yandex.ru/video/preview/3544961036363315864



Информация по мероприятию в контакте в группе ПЕРЕЗАГРУЗКА

Вопросы, уточнения - по запросу. По запросу могу выслать презентацию.

Берегите себя и свои семьи!

Всего самого доброго и светлого!

 
Интересно? Поделись с другими:
free pokereverest poker revie

Фотографии

11003.jpg

Наш опрос

Оцените наш сайт
 

Сейчас на сайте

Сейчас 6 гостей онлайн

Горячая линия питание

Большая Перемена

МБОУ СОШ с. Большая Поляна 2024